Позавчера #19 — The Slump
Илья Шурник

Позавчера #19

Белорусско-литовская народная республика

  • Двадцать пятого марта думающие люди Республики Беларусь, считающие флагом страны бело-красно-белое знамя, а гербом – так называемую «Погоню» с серебряным всадником на серебряном коне, отмечали День воли. Этот неофициальный праздник отмечается в годовщину создания Белорусской народной республики в 1918-м году. БНР просуществовала лишь до декабря того же года, когда Минск был вновь занят Красной армией; руководство республики сформировало правительство в изгнании, существующее, кстати, до сих пор. В новом выпуске «Позавчера» мы представляем вам перевод речи премьер-министра БНР Вацлава Ластовского, произнесённой на ассамблее Лиги Наций в сентябре 1924-го года.

    Мрачные времена позорного рабства крестьян у своих хозяев прошли. Теперь отдельных людей не выводят как скот на рынки и не выставляют на продажу.

    Но и сейчас, в наши времена, существуют пережитки старого рабства. В наши времена существуют народы империалистические, под господством которых находятся народы ими побеждённые. Эти народы живут в империалистических государствах как древние рабы.

    Их империалистические народы друг у друга покупают и продают, завоёвывают и делят.

    Их можно грабить, бить, заводить на их родной земле какие только придут на ум завоевателю порядки, свой язык в учреждениях и в школе, забирать с их земли природные их богатства, имущество, ценности, работу и кровь их сыновей в рядах чужеземных войск, за чуждые порабощённым народам дела.

    В столь тяжелом и унизительном положении до последней мировой войны была и Литва. Но Литва, так же как Латвия, Эстония и Финляндия, а также как Чехия и Ирландия, освободилась из пут неволи.

    Сейчас в Литве сам литовский народ является хозяином всей страны. Литовский язык является языком государственным, для всех обязательным. В литовских школах сейчас никто литовцам не навязывает чужого языка, никто не забирает у литовского крестьянина его земли, не насылает чужеземных колонистов. Наоборот, земли помещичьи и бывшие казённые литовский Сейм постановил раздавать литовским крестьянам.

    Земля же Белорусская, которая в историческом прошлом составляла одно сильное государство с Литвой, не сумела в ходе этой войны освободиться из неволи. И мы видим, как там чужаки хозяйствуют.

    Рижским миром, заключённым в 1920-м году между Россией и Польшей, Беларусь эти два государства, Польша и Россия, разорвали надвое, поделив между собой живой белорусский народ.

    И русские, и поляки обходятся с белорусским народом так, как когда-то помещики обходились со своими крепостными крестьянами.

    И там, и здесь белорусы принуждены работать не для себя, а для чужаков. И там, и здесь не своя, а чужая воля господствует над Белорусским народом и над всей белорусской землей.

    Поляки вырубают вековечные белорусские пущи и деньги за лес белорусский берут себе.

    Поляки забирают лучшие белорусские земли и раздают пришлым людям, которых насылают из Польши.

    Поляки обирают белорусский народ тяжёлыми налогами, данью, поборами и акцизами.

    Поляки наслали на Беларусь своё чиновничество, полицию и войска, которых должен кормить порабощённый белорусский народ.

    Поляки всех тех, кто не отвечал молчанием на польские притеснения и издевательства, посадили в тюрьмы, и их насчитываются тысячи.

    Поляки руками своей полиции бьют и пытают белорусов, и такими способами, о которых уже давно позабыли люди на свете.

    Поляки завели на белорусской земле чужой белорусам польский язык во всех учреждениях и в школах.

    Так поступают поляки с белорусами, которых приняли в своё владение, под своё господство.

    А как поступают большевики с теми белорусами, которые остались под Россией?

    Они образовали Советскую Белорусскую Республику и кричат на весь мир, что этим дали белорусскому народу свободу.

    А так ли это? Нет!

    В Советской России «Независимая» Белорусская Социалистическая Республика не имеет ни своих собственных денег, ни своей белорусской армии, ни своей отдельной белорусской почты, ни своих железных дорог, ни своих представительств за границей. Какая же независимость, если деньги в руках у москалей, армия в москальских руках, железная дорога и почта у них и отношения с заграницей у них.

    Советская независимость дана белорусам в России без армии, без почты, без дорог, без отношений с заграницей и без денег.

    Этой куцей «независимостью» вдобавок управляет не весь народ, а только одна коммунистическая партия, которую оплачивает Москва и которая за это верно Москве служит, обдуривая свой народ и продавая его в москальскую неволю.

    Коммунисты, как и поляки, вырубают белорусские пущи и продают за границу, а деньги забирают в московскую казну.

    Коммунисты, как и поляки, держат в Беларуси своих москалей-чиновников.

    Коммунисты в поместьях, в старину барских, посадили разных пришлых людей и не дают земли белорусскому крестьянину.

    Коммунисты не хуже поляков обирают белорусского крестьянина налогами и поборами, оставляя крестьянина голодным.

    Коммунисты, как и поляки, за работу на благо своего белорусского народа и за правду сажают людей в тюрьмы и крепости, бьют и расстреливают.

    Коммунисты, наконец, в учреждениях и в школах насаждают чужой белорусам русский язык.

    Этот краткий обзор положения белорусов под Польшей и под Москвой показывает, что ни там, ни здесь не имеет белорус свободы, что и там, и здесь он находится в неволе, в рабстве. Которая неволя хуже, Москальская или Польская, сказать трудно. И соломенный, и ремённый хомут натирает шею.

    Мы видим, как на наших глазах освобождаются одни за другими угнетённые и порабощённые народы, как они сбрасывают с себя поочерёдно перержавевшие путы политической и культурной неволи.

    Одни уже сегодня вольны и свободны в своих государствах, других эта свобода ждёт завтра. Мировая война помогла воплотить свои государственные идеалы уже многим европейским народам, но ещё немалое число других европейских народов прозябает в путах доживающего свой век империализма.

    К числу этих последних принадлежит Белорусский народ. Всемирная катастрофа не сбросила пут неволи с Беларуси. Наоборот, польский и российский империализмы перековали на её теле цепи неволи, разрезали её тело надвое, и каждый на своей части её земли безумствует по-своему.

    В части Беларуси, что оказалась под Польшей, ведётся никогда не бывавшее в истории убийство целого народа другим народом, убийство организованное, сознательное, плановое.

    Землю белорусского народа, облитую кровью, потом и слезами, освящённую прахом сотен поколений, землю, на которой белорусы живут с незапамятных времён, поляки вырывают из рук белорусов и сажают своих колонистов из Познанщины, Мазурщины, Великой и Малой Польши.

    Столетиями росшие непроходимые белорусские пущи, это несметное богатство, украшение и поэзия белорусского края, падает под топором польского наездника, беспорядочно и спешно уничтожается и вывозится за границу, обогащая польскую казну.

    Белорусский народ, давший миру столько гениальных имён, народ, у которого литература на целых полтысячи лет старше польской, лишён под польской оккупацией возможности учиться на своём родном языке.

    Белорусский народ, который плечом к плечу с поляками во время общего лихолетья проливал кровь за освобождение разделённой Польши во время всех восстаний, теперь получил от Польши за это воздаяние тем, что она не по-людски разорвала Беларусь и переполнила тюрьмы свои тысячами белорусов, виновных лишь в том, что подняли руку свою против польской тирании.

    Словом, под Польшей Беларусь ограблена, предана и тонет в море крови и слёз.

    Другая половина Беларуси оказалась в старых, заново скованных, москальских оковах.

    Мозаика разных народностей, склеенная беспощадной тиранией восточноазиатского типа, целые столетия держала на своих плечах здание российского империализма. С падением царского режима российский империализм получили в наследство коммунисты, которые, однако, поддаваясь напору живой жизни, провозгласили Союз Советских Социалистических Республик. В теории выходит, что согласно этому акту получила из рук коммунистов независимость и Советская Беларусь. Но на практике эта советская «независимость» – лишь насмешка над независимостью. Советская «независимая» Беларусь, даже такая, какой она теперь выглядит в расширенном виде – это только часть белорусских земель, выделенная в земское самоуправление.

    Советская Беларусь не имеет своего белорусского войска, не имеет своей белорусской монеты, не имеет своих отдельных границ от всей России, не имеет своей белорусской школы. Минский Университет, Сельскохозяйственный институт и другие учебные заведения обслуживаются москалями или обмоскалевшими и другими элементами. Наука в средних и высших школах преподаётся по-русски, лекции печатаются по-русски, отчёты даются по-русски.

    Так называемое Минское государственное издательство печатает с денег, собранных с белорусского крестьянства, в десять раз больше книг на русском, и в несколько раз больше печатает книг на еврейском и на польском, чем на белорусском.

    Коммунистическое хозяйство не меньше поляков истребляет пущи белорусского края, сплавляя лес Двиной, Днепром и Припятью. Белорусский крестьянин в советской «независимой» Беларуси из года в год беднеет. Там, равно как и под Польшей, ведётся колонизация чужими элементами белорусской земли.

    Словом, советская независимость не имеет под собой реальных основ, не имеет перед собой перспектив в грядущем. При дальнейшем развитии такого положения, которое сейчас там наблюдается, белорусов ждёт денационализация, только по другому, нежели под Польшей, сценарию – по сценарию коммунистическому.

    Белорусскому народу не будет освобождения ни через Варшаву, ни через Москву. И через Москву, и через Варшаву на Беларусь идёт разрушение и уничтожение.

    Только в союзе с братскими демократическими, крестьянскими народами Литвой, Украиной и другими может Беларусь достичь своего освобождения, может реализовать свою государственную независимость.

    Литовско-Белорусское Общество, ставя своей целью работу по Освобождению Белорусского Государства, провозглашает:

    Белорусский народ имеет право на Государственную независимость. Корни этой независимости живы в белорусском народе, о чём свидетельствует культурная история Беларуси.

    Беларусь, разорванная Рижским миром и поделённая между Польшей и Россией, должна быть объединена в один цельный государственный организм.

    Дело реализации белорусской государственности должно активно поддерживать литовское общество и общества соседних крестьянских народов, распространяя эту идею в своём обществе и оказывая поддержку белорусам в международных политических организациях.

    Литва, которая большую часть своей истории прожила с белорусским народом, должна протянуть белорусам руку помощи в их теперешней борьбе. В свободной Беларуси Литва, как и в историческом прошлом, будет иметь дружественную державу, с которой объединяют нас и история, и экономика, и крестьянский образ жизни.

    Поэтому да здравствует Независимая крестьянская, демократическая Беларусь, да здравствует братское сближение белорусского и литовского народов.

    Сбросить с себя всякий хомут, всякое ярмо, всякую неволю, стать свободным и независимым – вот что должно быть стремлением каждого белоруса.

    Быть свободным – естественное и людское право каждого человека и каждого народа. За это право быть свободным борется не один белорусский народ: много народов ещё находятся в таком же положении, как белорусы, и борются за свою волю и судьбу, за право быть хозяевами на своей земле. Слава тем, кто борется за лучшее, свободное будущее своих народов. Честь всем, кто борется против неправды и неволи.

    Белорусско-Литовское Общество берёт на себя тяжёлую задачу прийти на подмогу порабощённому белорусскому народу поиском путей к выходу из этой неволи, в которой он сегодня находится.

    Белорусско-Литовское Общество ставит себе целью трудиться во имя воссоздания независимого Государства Кривичей (Белорусов) в его этнографических границах.

    Белорусско-Литовское Общество будет сплачивать вокруг себя всех тех белорусов и литовцев, которые выступают за полную независимость обоих этих народов и их взаимно согласное и дружелюбное сожительство.

    Белорусско-Литовское Общество будет выступать везде, где это окажется нужным, в защиту свободы и независимости этих двух народов против всяких их притеснителей.

    Да здравствует независимая Беларусь в её этнографических границах.

    Да здравствует независимая Литва в её этнографических границах.

    Да здравствует братское единство Белорусского и Литовского Народов.

    | Позавчера | Нет реплик »
    а вот ещё
    Позавчера #18

    Атеизм, декоммунизация, свобода или смерть

    Русская жизнь #7