Обсессивно-компульсивная художница — The Slump

Обсессивно-компульсивная художница

История 85-летней сумасшедшей

Екатерина Солодова

Обсессивно-компульсивная художница

История 85-летней сумасшедшей

24 сентября, 2014 Екатерина Солодова Искусства
  • «Поп-арт – популярный, мимолетный, остроумный, быстрозабываемый, сексуальный, молодой», – Ричард Гамильтон, видимо, сам того не понимая, имел в виду японскую художницу Яёй Кусаму. Она стояла у истоков нового течения в искусстве и принимала в его развитии активное участие, она была больна и её болезнь помогла ей стать всем.

    Фото: vogue.ru
    Фото: vogue.ru

    Мать Яёй была строгой и властной женщиной, отец был бабником и мягкосердечным человеком, полностью зависимым материально от своей жены; уже после рождения Яёй он переехал в Токио к другой женщине. Суровая мать говорила дочери, что носить и что делать, часто её била; она вообще жалела, что её дочь появилась на свет. Атмосфера в доме загоняла Яёй в угол, а в десять лет у девочки случился первый приступ галлюцинаций: она сидела за столом, покрытым скатертью, на скатерти были нарисованы красные цветы. Посмотрев вверх, девочка увидела те же самые цветы на потолке, потом на окнах, стенах и во всей комнате. Она сорвалась с места и побежала вверх по лестнице, но, посмотрев под ноги, девочка увидела, как ступеньки растворяются под ее ногами. Она упала с лестницы, повредив ногу. После этого случая Яёй Кусама стала посещать психолога, который поставил ей диагноз «синдром навязчивых состояний», главной галлюцинацией которого стал узор в горошек:

    – Психиатор Нисимару Сихо посоветовал мне уехать из дома, и я отправилась в Киото изучать искусство. Затем оказалась в Америке, хотя в то время уехать за границу было непросто. Мать бросила мне в лицо конверт с миллионом йен, сказав: «Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома», – рассказывает Яёй Кусама в интерью журнала Interview. Несмотря на то, что ее мать коллекционировала произведения искусства, она крайне неодобрительно отнеслась к занятию своей дочери.

    В 1957 году Яёй Кусама переезжает в Нью-Йорк, предварительно отправив письмо американской художнице Джорджии О’Киф. Джорджия в ответном письме восклицает: «Обязательно приезжай!». На первых выставках Кусамы были показаны картины, мягкие скульптуры, инсталляции.

    2b5e48f6d6d10752ec58411ae48e9407w556

    В ходе работы Кусама начинает покрывать лестницы, обувь и стулья белыми фаллическими выступами. В одном из немногочисленных интервью художница объясняет использование объектов, напоминающих мужские половые органы, фобией, связанной с ними.

    Фото: buro247.ru

    Кусама всполошила Нью-Йорк своими экстраординарными нарядами: в магазинах она появлялась в шляпе, со всех сторон декорированной фаллосами, и зонтом, украшенным внутри и снаружи большими красными цветами. Художница создала платье для первой однополой пары в Нью-Йорке, в котором по задумке должны были поместиться сразу оба сочетающихся браком.

    Болезнь сыграла огромную роль в творчестве Кусамы. Галлюцинации она переносила на бумагу в виде горошинок, сливающихся в единую композицию. Всё, что создано художницей, это её действительность, это то, как она по-настоящему видит мир, людей и окружающие предметы. В своей автобиографии «Manhattan Suicide Addict» художница рассказывает, что болезнь сильнее смерти. Одна из ее работ на аукционе Christie’s была продана за $5.1 млн, что является рекордом среди современных художниц. Сама Яёй Кусама говорит о себе: «Я одержимый художник. Люди могут называть меня как угодно, я же считаю себя еретиком в арт-мире. Когда я создаю свои работы, я не думаю ни о чём другом, находясь во власти одержимости, которая захватила мое тело. Мои произведения – плоды моего психического расстройства. Если бы не творчество, я бы давно покончила с собой». Свои произведения художница выставляла под лозунгом, характерным для тех годов и того общественного настроения — «Love forever!».

    В 1968 году вышла короткометражка «Kusama’s Self-Obliteration», в которой художница снялась в главной роли. Фильм получил призы «Fourth International Explerimental Film Competition» в Бельгии и на «Ann Arbor Film Festival». В этом же году вокруг художницы разразился большой скандал из-за нестандартной антивоенной акции Anatomic Explosion-Anti-War Happening на Бруклинском мосту, где геи и лесбиянки протестовали, облачив свои тела в знаменитые горошины Кусамы.

    В киотской школе даже  устроили сбор подписей, чтобы исключить художницу из почётного списка выпускников. С 1967 по 1969 гг. Яёй Кусама особенно активизировалась с нестандартными перфомансами на улицах Нью-Йорка.

    kusama18-e1309395486343

    За один из таких перфомансов Кусаму однажды посадили в тюрьму. Юноша из тюремных служащих признался ей, что, хоть он тут и работает, он её большой поклонник. А когда художница проголодалась, полицейский куда-то исчез и через какое-то время появился перед ней с большим тортом. Девушка, заключенная в соседней камере в тот же день, попросила художницу пригласить ее к участию в следующем хэппенинге. Несмотря на известность и популярность в определённых кругах Усаме приходилось нелегко, когда её деятельность освещали по телевизору или в газетах: в Японии, по её словам, тысячи людей считали её бесстыдницей.

    В 1973 из-за ухудшения здоровья художница возвращается на родину, где лечится от диффузного зоба и миомы матки. Позднее она была госпитализирована с синдромом навязчивых состояний. Впоследствии она добровольно ложится в токийскую клинику для душевно больных. Кусама была практически забыта как художник до конца 1980-х г. В это время она начала увлекаться литературой. Кусама издает романы и сборники, один из которых получил награду «Tenth Literary Award» от журнала «Yasei Jidai» в номинации «дебютирующий писатель». Рядом с клиникой она открывает свою мастерскую, где ей помогает множество подмастерьев. Уже в 1990-х ретроспективы в музее «County Museum of Art» напомнят Лос-Анджелесу, музеям Нью-Йорка и Токио о картинах художницы Яёй Кусаме. В 1993-м она участвовала в 45-м Биеннале в Венеции.

    lv-5

    В 1994 г. Кусама создавала open-air скульптуры для «Fukuoka Kenko Center», «The Fukuoka Municipal Museum of Art», «The Bunka-mura», «Kirishima Open-Air Museum» и «Matsumoto City Museum of Art» и декорирует станцию метро в Лиссабоне. В 1996 проходят выставки в Нью-Йорке. В этом же году художница выигрывает «The Best Gallery Show» от Международной ассоциации искусствоведов. В 2001-2003 гг. художница получает премию Асхаи, французский Орден искусств и литературы и премию губернатора Нагано. В 2004 г. выставка «KUSAMATRIX» проходит в музее Токио «Mori Museum». Выставка привлекла 520,000 человек. В этом же году стартовала еще одна выставка в «Национальном музее современного искусства» в Токио. В 2006 г. впервые как представительница женского пола Яёй Кусама получает Императорскую премию. В 2008 г. выходит документальный фильм про художницу «Yayoi Kusama, I adore myself». Одна из последних выставок проходила в 2013 году «A Dream I Dreamed» в Корее.

    Яёй Кусама родилась в 1929 году, сегодня ей 85 лет, и она до сих пор творит шедевры, а значит, последняя точка ещё не поставлена.

    | Искусства | Нет реплик »
    а вот ещё
    Позавчера #19

    Белорусско-литовская народная республика

    Русская жизнь #7